Фестиваль Саратов
Дневник фестиваля

«Законы Мэттью»

«Законы Мэттью»

Нидерланды, 2012, 72 мин.

Автор сценария и режиссер: Марк Шмидт

Операторы: Марк Шмидт, Аге Холландер 

Режиссер Марк Шмидт снимает фильм о своем друге детства Мэтью, который страдает аутизмом и из-за этого отчаянно пытается создать свой порядок вещей в окружающем его хаосе. Шмидт следует за ним неотступно. Взрывоопасное противостояние с внешним миром сменяются наблюдением и личными откровениями. Мало-помалу фильм объясняет сложный образ мышления Мэтью и показывает, к каким катастрофическим последствиям он приводит в конце концов.

Марк Шмидт

Профессия Марка Шмидта (1970) — независимый режиссёр и звукорежиссёр документальных фильмов. Закончив Утрехтский университет по специальности «Теория кино» и изучив медиаискусство в Академии искусств Тилбурга, он изначально работал звукоинженером и видеоредактором в нескольких кинопроектах. Также он был режиссёром нескольких короткометражных художественных фильмов. Но постепенно съёмка именно документальных картин стала его основным интересом и работой.

Тема социальных условностей постоянно возникает в его картинах. Один из принадлежащих ему проектов называется «Школьный двор». Это концептуальная документальная история о школьном дворе, снятая с балкона режиссёра. Другая его картина под названием «Ловец ставок», изображающая аукцион глазами стороннего наблюдателя, выиграла награду за лучший документальный фильм на Тамперском кинофестивале. В данный момент режиссёр занят работой над фильмом «Комплекс шимпанзе», рассказывающим о социальном взаимодействии в группе обезьян, переживших тяжёлые травмы. «Законы Мэттью» — это портрет школьного друга Марка Шмидта, и на данный момент наиболее личный из всех его фильмов.

Картина повествует о друге детства режиссёра, который, будучи больным аутизмом, отчаянно пытается создать порядок в окружающем его хаосе. История проникает в самое сердце героя. Опасные попытки взаимодействия с внешним миром чередуются с наблюдениями и личными признаниями. Мало-помалу фильм раскрывает образ мышления Мэттью и показывает катастрофические последствия, к которым в конце концов оно его приводит.

В ФОКУСЕ// «ЗАКОНЫ МЭТТЬЮ»

«Другим людям нечего сказать обо мне. Ни один не может определить значимость вещей, которые делают меня счастливым. Определить, когда я психически здоров, когда я делаю что-то верно или неверно»

Фильм Марка Шмидта «Законы Мэттью» даёт возможность любому человеку оказаться в другой вселенной, пусть она и (не)ограничена просторами сознания главного героя.

Если вы из тех, кто не сталкивался с понятием «аутизм» в реальной жизни, а знакомы с ним только по таким известным лентам как «Человек дождя» или «Контакт», то вас ждёт сюрприз — осознанный взгляд героя, абсолютно связная речь, легкое общение с другими людьми. Однако главная особенность аутизма  — стремление создавать системы вокруг себя – у Мэттью присутствует в полной мере, и эту черту создатели фильма выделяют как одну из самых важных.

Запись дат путём перевода чисел в буквы, расположение вещей в квартире, дырки в полу и стенах предельно точного размера – для Мэттью всё имеет смысл. Любое нарушение порядка сводит его с ума. «Моя квартира – это моя вселенная. Всё остальное – небольшие части этой вселенной», - говорил Мэтью. Вселенная, созданная по его законам, его расчётам, его системам. Именно это подчеркивает операторская работа: на протяжении всего фильма  камера время от времени фокусируется на чертежах, числах, кусочках бумаги с вычислениями, мелочах, которые имеют для Мэттью особое значение. На них держится его мир.

«У меня огромный дефект и огромный дар»

Другим важным моментом в фильме является внутреннее состояние героя. Главную роль здесь играют монологи Мэттью. Как правило, это крупные планы, дающие зрителю возможность как следует рассмотреть его. Да, его разум мы можем постичь только с помощью того, что Мэттью говорит, но его чувства отражаются у него на лице с молниеносной скоростью, он не пытается скрыть ничего, что может объяснить или показать. В тот момент, когда вы готовы поверить, что его смех вот-вот станет маниакальным, он замолкает, когда  видите слёзы у него на глазах, он улыбается, когда кажется, что он готов ударить человека, он отходит в сторону. И ни разу за весь фильм даже нарочно нельзя упрекнуть его в чём-то плохом. Напротив, всё вокруг и внутри него показывает, насколько он невинен.

Подчёркивает это и музыкальное сопровождение. От начала и до конца мы слышим негромкие фортепианные темы, которые создают впечатление, что фильм не о взрослом человеке, а о ребёнке, который слишком долго играет в одну и ту же игру, придуманную по его же правилам. Только это вовсе не игра…

«Почему никто не помогает мне? Почему я  всегда должен полагаться только на себя?»

Как бы ни был открыт Мэттью, он всё равно остаётся безнадёжно одиноким, потому что никто не может до конца понять того, что творится в его мире. Именно это одиночество оставляет его один на один с разрушением вселенной, которую он создавал  всю жизнь.

«Пустота, которая поддерживает вселенную, поддерживает всё» 

Ольга СОЛДУНОВА, студентка 1 курса ИФиЖ СГУ

Яндекс.Метрика