Фестиваль Саратов
Дневник фестиваля

«Визит»

«Визит»

Великобритания, Испания, 2013, 52 мин.

Автор сценария, режиссер и оператор: Фани де ла Чика 

В полях Камбоджи много пехотных мин. Каждый день с детьми, играющими в полях вокруг своих деревень, происходят несчастные случаи. Этот фильм-наблюдение рассказывает историю девочки Ратиты, раненной фугасом. Теперь она живет в Центре «Аррупе» вместе с другими детьми-инвалидами.

YouTube Трейлер

В ФОКУСЕ// «ВИЗИТ»

Три десятилетия длились вооруженные конфликты в маленькой стране Юго-Восточной Азии. Стычки с Вьетнамом, Таиландом, изнурительные гражданские войны оставили в Камбодже, вместо урожая риса, урожай из смертоносных мин. Циничная битва за храм ПреаВихеа, произошедшая в 2011 году, воронки от снарядов, гарь на стенах жилых домов не могли оставить равнодушными ни простых обывателей, ни служителей искусства. И фильм «Визит», вышедший буквально несколько месяцев назад, служит тому подтверждением.

Документальное кино «Визит» — совместная работа документалистов Великобритании и Испании, снятая режиссером Фани де ла Чика. Наверное, именно актуальность проблемы «детей войны», искалеченных борьбой взрослых за власть (для полноты картины можно вспомнить неразрешенные по сей день конфликты в Сирии и Египте), заставила режиссера отправиться в сельскую страну Камбоджа для того, чтобы после показать зрителям всю неприглядную правду. Для наблюдателей война прекращается сразу после объявления мира. Для людей, живущих в зоне конфликта, последствия войны не проходят еще многие годы, а то и вовсе остаются увечьями-напоминаниями.

Главные действующие лица киноленты – две девочки-подростка, Ратита и Зарин. Обе остались калеками после взрыва противопехотной мины: Ратита потеряла ногу, а Зарин ослепла. Как и многие дети-инвалиды, девочки живут в Центре Аруппе, общаясь со сверстниками. Маленькие обитатели Центра научились жить со своей частичной нетрудоспособностью.

Между детьми-инвалидами и обычными ребятами – огромная пропасть. Мальчик, влюбленный в Ратиту до ее ранения, теряет к ней интерес. Во время диалога с матерью Ратита с болью в голосе говорит, что вряд ли найдет себе мужа. В сельскохозяйственной стране не нужна такая супруга, которая не сможет помогать по дому.

Но определенное единение детей с ограниченными возможностями и обычными ребятами все же есть. На ритуальном празднике бонн-катен рядом с подвижными девушками танцуют, подпевают и дети на колясках. Они искалечены цивилизацией, но морально чисты и принадлежат к той же культуре, что и все население страны, поэтому по праву сливаются в одном ритме старинного ритуального танца.

Просматривая киноленту, нельзя не отметить, что начало и конец фильма повторяются. Режиссеру было важно выделить именно момент визита Ратиты в родной дом и отрывок из важного для героини разговора с матерью.

Ратита посвящает мать в свои мечты по открытию школы. Девочке, потерявшей год учебы из-за ранения, с завистью наблюдавшей за приобретенными знаниями других, открылась истинная ценность образования для всех ребят. Несмотря на то, что в их местности образованию отводится второстепенная роль, Ратита понимает всю учебы. Камбоджа всегда была страной, где люди жили за счет выращенных ими же продуктов. Уметь читать или писать для работы на плантациях было не нужно. Поэтому мать, привыкшая к нравам собственной страны, не понимает рвения Ратиты. В этой момент сталкиваются два жизненных уклада: архаичный, с опаской относящийся к любым изменениям, и новый, уверенный о необходимости образования, без которого страна так и останется навсегда в упадке.

Визит в родной дом – это не первое и не последнее столкновение Ратиты с реальностью… 

Анастасия МИТИНА, лицей № 2 г. Саратова

Яндекс.Метрика