Фестиваль Саратов
Дневник фестиваля

«С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья»

«С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья»

Россия, Москва, 2012,  62 мин.

Автор сценария, режиссер и оператор: Анна Моисеенко 

С.П.А.Р.Т.А. – это Сельскохозяйственная поэтизированная ассоциация развития трудовой активности. Так называет себя коммуна, вот уже более 20 лет занимающаяся разработкой «Теории счастья» в закрытом колхозе неподалеку от Харькова. Не сумев смириться с крахом коммунистической утопии, «спартанцы» создали собственную.

Студия-производитель: Школа документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова

Продюсер: Марина Разбежкина

В ФОКУСЕ // «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья»

И Я ТОЖЕ ХОЧУ 

Выпускница Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Анны Москаленко рассказала историю одной деревни, которая мечтала стать абсолютно счастливой. 

В фильме-автоэпитафии «Я тоже хочу» Алексей Балабанов постарался понять, где дорога правды, ведущая людей к счастью. Не минутному кайфу от беспредельной власти, а вечному счастью, к которому всегда стремится человек. Балабанов увидел этот счастливый идеал в жертвенной любви и созидательном творчестве.

Анна Москаленко свой дебютный фильм посвятила группе одиноких людей, которые не стали дожидаться «последней минуты жизни», а решили вывести свою формулу счастья в сельской коммуне где-то в харьковской глубинке. Кормятся тем, что пасут коров и продают молоко. Все оставшееся время повышают свой моральный облик чтением газет на политинформации и отчетам по количеству поэтических строк. План по стихам и повышению уровня счастья, как и надои-удои, закладывается в квартальный отчет. Ударникам счастливого труда – бутерброды и пачка сока.

В этом постсоветском Чевенгуре никому не дают надежды на пришествие скорого светлого будущего. Абсурдная утопия позволяет обитателям коммуны лишь спрятаться на короткое время от бездушной реальности. С.П.А.Р.Т.А. — Сельскохозяйственной поэтизированной ассоциации развития трудовой активности – заставляет их отказывают не только от простых слабостей (алкоголя, курения, праздности), но и от еще одного вредного пустяка – от любви.

                                                           Артем ЗОРИН 

МНЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГА 

Вадим Михайлин, доктор культурологии, профессор, заведующий лабораторией социальной и культурной антропологии Саратовского национального исследовательского университета:

«Великолепно рассказанная история. Уже в композиции фильма четко выстроены проекции на сознание зрителя и на наше общее постсоветское бессознательное. Последовательно, точечными маленькими сценками события попадают в общие ментальные мотивы, возникает ощущение не соприсутствия – это уже невозможно, но слияния с темой. Магический реализм, превращающий полубезумие в поэтическую реальность.  Человеку в нормальной городской  среде  жизнь кажется совершенно прогнозируемой – ограниченной, но вполне вменяемой. Где-то далеко, в экзотических странах могут быть исламские фантики, но это примеры аномалии, единичное отклонение от нормы. А в нереальном СПАРТы  обыкновенные живые люди. Они никому не нужны, а в коммуне их кормят, дадют крышу над головой, объясняют смысл жизни.

Для меня С.П.А.Р.Т.А.  –  квинтэссенция идеалов советской интеллигенции. Ведь советский интеллигент, если уйти от строгого пиджака, «Библиотеки всемирной литературы» на полке и других понтов, будет неотличим от колониста С.П.А.Р.Т.ы, пишущего вирши в коровнике. В его голове полуграмотная мешанина из сотен цитат и большевизма  – полупровинциальной деревенской версии марксизма. И как средний советский интеллигент, руководительница С.П.А.Р.Т.ы чувствует себя посредником между каким-то великим знанием, к которому она причастна, и кучей необработанных буратин, которым это знание предстоит привить. Поэтому и жизнь она строит, воспользуюсь словами Лоуренса Даррелла, «в надсадном поту коммунистической утопии» — писал  Даррела.

Это ретроспективный портрет советского человека, «homo soveticus» в чистом беспримесном виде. Если дать ему свободу, оставить в вакууме и дать возможность развиваться его гомункулусу, то не будет никакого коммунизма. Автор фильма сумела показать механизмы саморазрушения этой антиутопию. Для дебютной работы почти идеальное чувство меры — фильм сделан с точным сочетанием вовлеченности в происходящее и отстраненности взгляда. Повествование, с одной стороны, напоминает фильмы Animal Planet, а с другой, восхищает желанием режиссера  помочь героине и вытащить ее оттуда. Забавные животные, в начале создававшие пейзанский фон, к концу фильма становятся трагическими персонажами, а люди, наоборот, оказываются похожи на зверей. Все складывает в единую мощную историю – если не про природу человека вообще, то уж точно про наше общество».

Яндекс.Метрика