Фестиваль Саратов
Дневник фестиваля

«Рогалик»

«Рогалик»

Автор сценария и режиссер: Павел Зимильски

Оператор: Мацей Твардовский

Польша, 2012, 17 мин.

17 минутная короткометражка создана в 2012 году 31-летним Павлом Зимильски как проект для своей программы в киношколе Лодзи.

Путешествуя среди людей и объектов, мы открываем мир, который принято считать уродливым и непривлекательным. Это путешествие похоже на сон, но это не сон. Кто эти люди в «большом аквариуме»? И как мы к ним относимся?

Трейлер: http://www.culture.pl/web/english/multimedia-full-page/-/eo_event_asset_publisher/Ny17/content/pawel-ziemilski-rogalik-video-trailer

В ФОКУСЕ// «РОГАЛИК» 

Не жилец этих мест, не мертвец, а какой-то посредник,

Совершенно один, ты кричишь о себе напоследок:

Никого не узнал, обознался, забыл, обманулся,

Слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.

Иосиф Бродский. «Неужели не я» 

Короткометражные фильмы, или киноминиатюры, пожалуй, один из самых непредсказуемых жанров современного кино. В несколько минут на экране режиссер способен  вместить всю гамму чувств и переживаний, передать всю суть волнующих его проблем. Эта непростая задача стояла и перед польским режиссером Павлом Зимильски, автором проекта «Рогалик», созданного в киношколе Лодзи. Работа стала продолжением режиссерского визуального высказывания о быте простых людей в полузаброшенных польских деревнях.

Это история нескольких судеб, представленных в минутных набросках. Одна на всех судьба у жителей деревни Рогалик на северной польской окраине, потерянных, опустошенных безработицей, нищетой и  бесцельно прожигаемой жизнью. Взрослые ищут утешения в телеэфире. С экрана до них доходят новости о каком-то другом, динамично развивающемся и меняющемся мире. В их жизнь этот поток информации врывается голосами из какой-то параллельной вселенной.

При просмотре фильма невольно возникает ощущение присутствия кого-то еще, безмолвно пытающегося донести до нас скрытую правду об увиденном заколдованном месте. У этого повествователя или лирического героя по ту сторону камеры другая судьба и другое понимание мира. Он «не жилец этих мест, не мертвец, а какой-то посредник», пытающийся найти в деревне людей, уставших от привычного уклада. Заглядывая в их лица, «посредник» ищет в глазах капли жажды жизни, бунтарского начала, позволяющего вырваться из трясины будней. Но, словно прочитывая в их сознании дальнейшую судьбу, понимает: находящийся перед ним человек мог попасть сюда как в чистилище – и нет ему исхода. Техника развлекает человека, но неизменными остается скука в глазах, трещины-морщины стен и негласный отказ от борьбы за лучшую долю.

Погружение в дрейфующий ритм Рогалика постепенно лишает чувства времени: вслед за камерой зритель будто медленно плывет сквозь толщу воды, подчиняясь стилю жизни местных обитателей. Их быт напоминает ограниченную стеклом стоячую воду аквариума. Только в аквариуме не мы, а жители деревни – беспомощные рыбки, не способные пробить стекло и оказаться в совершенно другом водоеме, не стесненном преградами.

Смирившись с неизменностью этой жизни, «посредник» покидает деревню. Дорога трудна и покрыта туманом – словно она вобрала в себя все бытие этих мест. В финальном кадре камера бросает прощальный взгляд на разбросанные вдоль бесконечной дороги домики, вдруг начинает отъезжать и движется все быстрее и быстрее, стараясь оставить в заволакивающем горизонт тумане воспоминания о смутной жизни обитателей Рогалика. 

Анастасия МИТИНА, лицей № 2 г. Саратова

 

 

Яндекс.Метрика