Фестиваль Саратов
Дневник фестиваля

«Марш! Марш! Левой!»

«Марш! Марш! Левой!»

Россия, Москва, 2012, 71 мин.  

Автор сценария и режиссер: Евгения Монтанья Ибаньес

Оператор: Геннадий Дубин, Татьяна Федорова 

За последний год координатор оппозиционного движения «Левый фронт» Сергей Удальцов больше двух месяцев провел под арестом. В тюрьме он объявлял сухие голодовки в знак протеста против незаконных задержаний на митингах, по дороге на митинги, просто на улице. Многажды госпитализировался – в связи с ухудшением здоровья во время голодовок. Но это, пожалуй, неоднозначный лидер российской оппозиции окружен людьми, едва не более загадочными, чем он сам.

Что руководит ими – идущими за Удальцовым на митинги, под дубинки ОМОНа, решающимися на голодовки и готовыми прыгнуть с Крымского моста?

В ФОКУСЕ// »Марш! Марш! Левой!»

Вполне возможно, что когда-нибудь кадры документального фильма московского режиссера Евгении Ибаньес «Марш! Марш! Левой!» станут частью интерактивной хрестоматии по истории протестного движения начала XXI века. Само название фильма, отсылающее зрителя попеременно то к революционным виршам Маяковского, то к культовой песне «Наутилуса», задает главный смысловой вектор сюжета, туго закрученного вокруг фигуры Сергея Удальцова – безусловного символа самых масштабных народных акций «эпохи Болотной».

Предельно личностный режиссерский взгляд на «шаг миллионный», умело пропущенный через беспристрастный объектив документальной камеры, уже восхитил жюри последнего «Артдокфеста», которое присудило фильму победу в номинации «Лучший дебют в неигровом кино». Провинциального зрителя документальных кинолент картина наверняка затянет не меньше. Здесь завораживает эффект полного погружения в протестную жизнь столицы зимой 2012-2013 годов, который достигается благодаря умелому монтажу предельно эмоциональных микросюжетов, снятых прыгающей в руках оператора репортажной камерой. Они грамотно выстраиваются друг за другом в сдержанные внешне, но предельно наполненные внутренне мизансцены. Вот Удальцов – застенчиво-смелый протестный лидер, невероятно упорный и упорствующий в своей личной, гражданственной правоте. Вот он же – утомленный, разбитый, больной, подсознательно, а порой и трогательно ищущий опору в своих друзьях и сторонниках. Он же – тщательно пытающийся постигнуть искусство управления народной массой через правильное слово и жест, на консультации по сценическому мастерству у актера Баширова. За Удальцовым – политики, ОМОН, «Левый фронт», столичные обыватели, женщины, студенты, лозунги, выкрики, вспышки фотоаппаратов и блики кинокамер. Пресловутая несистемность российской оппозиции мастерски укладывается режиссером в невероятное смешение самых разных по статусу, настроениям, возрастам и профессиям героев второго, третьего, двадцать пятого плана. Все они, с одной стороны, всего лишь фон, на котором разворачиваются всем известные перипетии судьбы протестного движения, возглавляемого Удальцовым, а с другой стороны, не они ли и являются тем самым Главным Героем, ради которого и затеваются все российские революции?

Исповедальная интонация фильма превращает его в настоящую документальную мелодраму: автор картины не выносит никаких категорических финальных суждений, оставляя риторику такого рода популярным политологам и массмедийным обозревателям. История Удальцова ценна, прежде всего, тем, что рассказана как история «человека мятущегося», постоянно балансирующего на грани признания и отторжения, на лезвии страха, на тонком канате гражданского мужества.

Мария ЕРОХИНА

Яндекс.Метрика