Фестиваль Саратов
Дневник фестиваля

КОСТЯ ПИТЕРСКИЙ

КОСТЯ ПИТЕРСКИЙ

Россия, 2020, 58 мин.
Автор сценария, режиссёр и оператор: Евгений Сущёв
Это история о человеке-легенде, герое Первой Чеченской войны, солдате удачи той самой «Бешенной роты» – Константине Мосалёве, более известном как Костя Питерский.
Студия-производитель: ВКСР
Продюсер: Анна Тибелиус
 
Фильм-участник основной конкурсной программы

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА, АФИША


РЕЖИССЁР
 
Евгений Сущёв
Евгений Сущёв

ОТЗЫВЫ
 
Персонаж документального фильма Евгения Сущёва – кто он такой? Герой Чеченской войны, солдат «бешеной роты», отшельник общества. Он живёт в лесу, вроде бы в настоящем: построил дом, завёл кошку, трудится, однако, в его голове до сих пор бомбёжки, в глазах стоит страшная картина убитых товарищей. Именно таким, на мой взгляд, автор показывает своего героя. Сущев хотел создать хороший фильм о Первой Чеченской войне, через одного из её участников, но фильм получился о человеке. Первые впечатления от увиденного – жалость и обида за Костю Питерского, потому что он одинок и всё что у него есть это воспоминания о войне. Он носит бандану, по старой привычке. В попытке убежать от реальности запил, но бросил из-за «белочки». В годы войны его прозвали «Черепом» из-за чёрной банданы с черепами. Костя говорит, что чувствует себя счастливым, потому что он не видит жалости к себе, пересудов, несправедливости на работе, вместо этого Питерский ушёл от общества, строит «красивый домик» и общается с животными. Фильм трогает до глубины души, стараешься не жалеть героя, но обидно, что к героям войны порой ужасное отношение и они остаются один на один со своей войной…
 
Юлия Зизевская

Фильм погружает нас в жизнь человека, который когда-то был частью войны и до сих пор не забыл о ней. Сначала мы видим старые кадры, где Костя Питерский со своими товарищами переживает тяготы боя. А потом наблюдаем, как тот же герой борется с обществом и его непринятием человека, благодаря которому страна спаслась от разрушения. Костя не идеален в своём прошлом или в своих поступках, которые привели его к отшельничеству. Но в этом и есть настоящая жизнь человека, умеющего понимать и принимать свои ошибки. Костя осознает, что всё поменялось, и прежней страны нет, поэтому ему остается лишь бороться с самим собой. Для меня фильм «Костя Питерский» открыл новую грань понимания жизни человека, который решил отдать всё и не получил ничего. Костя стал отшельником и только тогда ощутил гармонию, хотя когда то он хотел стать частью общества и быть нужным в нём. Герой все ещё живёт прошлым, но вместе с тем пытается строить будущее, в котором хочет приобрести то, что когда-то упустил.
 
Софья Головненко

«Костя Питерский» – это фильм о муках совести и о поиске смысла бытия, в котором рассказана история одного человека, но будто целого поколения. Это герой Первой Чеченской войны, солдат удачи той самой «Бешеной Роты» – Константин Мосалев, более известный как Костя «Питерский». Фильм заставляет задуматься, несмотря на то, что все и так понятно. Кино о настоящем воине, о жизни после войны и посттравматическом «чеченском синдроме» в самых страшных проявлениях, и, конечно же, о любви к России. Важной деталью является то, что после войны он всегда носил с собой нож, и не снимает черную повязку с черепами с головы. Кино о глубокой травме и лишнем человеке в обществе. Первую половину фильма, думала, что у героя тело ещё есть, но душа убита… А в конце ко мне пришла мысль — это он живой и настоящий, а мы «живые покойники», ничего в настоящей жизни и не понимаем. Думаю, это фильм-попытка размышлять о нем не как о друге, а как о неотъемлемой части истории целого поколения и нескольких армейских призывов.
 
Арина Гусакова

Фильм «Костя Питерский» Евгения Сущёва оставляет после себя неоднозначные ощущения: отчаянную грусть от тяготы жизни героя и его впечатлениях о страшной войне, но в то же время — простую теплоту, остающуюся после беседы с простым и искреннем человеком. Кинокартина затрагивает и личные проблемы главного героя, и в то же время – социальные. Константин не в силах расстаться с собственным прошлым, с войной, на что акцентирует внимание режиссер, направляя взгляд камеры на героя, надевающего черную бандану с черепами. Рокерскую, но очень схожую с той, что он носил на войне, будучи участником «Бешеной роты». Городская жизнь не принимает его, как и общество – об этом сам герой рассказывает в эпизоде с баней, возвращаясь в прошлое, когда он сел в тюрьму за использование ножа в драке. Он ощущает себя «лишним человеком», стремится обособиться от людей, от городской жизни, переезжает в деревню и строит свой дом в уединении. Там нет интернета и особых удобств, но по словам бойца, в деревне он отдыхает от людей. Кинокартина наполнена значимыми визуальными образами, раскрывающими героя с человечной стороны, позволяющими взглянуть на мир его глазами, почувствовать то, что чувствует он. Так, одним из символом отношения герой к окружающим являются эпизод приезда его семьи. Он с радостью встречает приехавших детей, своих родных, навестивших его после Нового Года. И символичным является подарок его брата – модульная картина. Семья ничего не знает о герое, о его увлечениях, желаниях. Константин вещает эту картину в своем пустом, недостроенном неуютном доме. Холодные волны и пустая матча на полотне и пустой морозный снежный пейзаж за окном сопутствуют герою. Но не только проблемы девиантного поведения и непонимания преследует его. Он также страдает от алкоголизма, от одиночества. Он не отпускает свое прошлое, вспоминая военные годы и перечитывая старые письма. Константин — человек, вернувшийся с войны, но не нашедшей себе места в обычном мире. Композиционно фильм разделен на небольшие части. У них разный хронометрах, разные темы, но все они повествуют о разных этапах жизни героя. Будь то небольшая прогулка, короткая сцена готовки, игры с кошкой или долгий рассказ о его прошлом, поездка к семья в Санкт-Петербург. Музыка играет в фильме не менее важную роль. Первое, что видят и слышат зрители, начиная просмотр фильма – это путь героя до дома под пение двух немного пьяных мужчин. Также на протяжении всей кинокартины Константин поет во время работы, но не только русский песни, но и чеченские. Режиссер представляет Константина как открытого и простого человека, являющийся неотъемлемой частью целого поколения, прошедшего через войну и не отступившего от своих убеждений. Кинокартина рассказывает о его переживаниях о прошлом, о раскаянии и поиски смысла двигаться дальше.
 
Анастасия Гусева

Яндекс.Метрика