Фестиваль Саратов
Дневник фестиваля

«Кино кончилось»

«Кино кончилось»

Россия, Москва, 2012, 52 мин.

Автор сценария и режиссер: Ирина Васильева

Операторы: Виктор Еркин, Виталий Дуплич,  Владимир Иванов,  Анатолий Петрига, Полина Разина, Саргис Харазян, Орзу Шарипов, Александр Шубин 

Наступила пора просто жить. Просто любить. Какой-то высшей, очищенной любовью. «Кино» в их жизни разыгралось почти 10 лет назад, когда и начались съемки фильма, и нельзя было даже представить, чем вся эта романтическая авантюра закончится. Тогда, многодетная Лена, живое воплощение непостижимой русской души, в жертвенном порыве развелась с Юрой и вышла замуж за убийцу, приговоренному к пожизненному заключению. Что это было? Теперь, после мучительных испытаний вновь став мужем и женой, Лена и Юра, простые  деревенские  аристократы духа, в очередной раз поразят нас глубиной самоанализа, тонкостью чувств, юмором и печалью о неосуществимом.  

Ирина Васильева

Ирина Васильева родилась в Москве. Закончила сценарную мастерскую ВГИК (1979 год). Работала на Российском телевидении, автор, режиссер и ведущая цикла «Перпендикулярное кино». Автор и режиссер более 30 документальных фильмов, которые были показаны в Израиле, США, Венгрии и Сербии. Действительный член Международной Академии телевидения и радио; Академик телеакадемии «Ника».

 

YouTube Трейлер

В ФОКУСЕ // «КИНО КОНЧИЛОСЬ»

В фильме Ирины Васильевой постоянно звучит знакомый всем с детства мотив — «К Элизе» Бетховена. Эта простая, искренняя и лиричная мелодия становится лейтмотивом непростой истории истинной любви.

Сюжет из жизни Юры, Лены и их детей из маленького поселка в российской глубинке – готовый сценарий полнометражной киномелодрамы эпохи немого кино. Прожив несколько лет в браке, Лена бросает семью и идет навстречу своей настоящей любви, образу, увиденному однажды во сне. Новый муж оказывается преступником, заключенным на пожизненный срок. Муж-заключенный словно зеркало измученной души, в котором Лена видит свои недостатки, но так и не может обрести счастья. В поисках себя она приходит в монастырь, откуда спустя некоторое время и возвращается домой, узнав из письма, что прежний муж все так же любит и ждет ее.

В этой киноистории возвращения, создававшейся почти десять лет, нет строгой хронологии. Сцены семейной идиллии внезапно прерываются неожиданной историей из далекого прошлого (словно появившимся «скелетом из шкафа»). Записи 2002 года – завязка сюжета – чередуются с кадрами, снятыми в 2006 году, и с совсем недавними съемками. Черно-белая картинка меняется на цветную. Непредсказуемые повороты жизни этой семьи задают ритм всему повествованию. Съемки разных лет, выстраиваясь в сюжетную линию, рассказывают зрителю о том, как обретала себя и как  менялась Лена, как терпеливо ждал ее Юра.

Героиня фильма ни о чем в своей жизни не жалеет и не раскаивается. Странно услышать такое признание от многодетной матери, счастливо жившей в браке когда-то и теперь вернувшейся в семью. Она не скрывает своего прошлого и не осуждает саму себя за то, что бросала детей и мужа. Судьба Лены не сводится к расхожему определению – «домохозяйка» или «многодетная мать». Она женщина, жаждущая счастья. 

Лена признает, что гордыня – одна из главных черт ее характера, которую смирить способны лишь долгие молитвы. Однако олицетворением всех христианских добродетелей и ценностей, к обретению которых так стремится главная героиня, в фильме становится Юра. Именно его роль в этой истории оказывается главной. Ему пришлось тяжелее всех. Наверное, не так-то просто начать с детьми новую жизнь и хранить любовь к ушедшей жене (а дети не захотели писать матери письмо и просить о возвращении). Свой опыт выстраданного понимания любимого человека Юра передает в истории о тех, кто всегда в пути, всегда в полете, всегда парит высоко над землей, и о тех, кто должен чинить их самолеты. В отличие от своей жены, он выбирает путь истинно христианского терпения, веры и понимания. В фильме нет предыстории их взаимоотношений, в которой возможно кроются причины готовности так долго ждать. Весь фильм Юра слушает и почти не говорит, за исключением тех моментов, когда остается один на один с режиссером.

Есть и еще один герой в этой истории, тот самый заключенный Володя, ради которого Лена бросила семью. Володя осужден за убийство. Он отчаянно цепляется за неожиданный дар – любовь Лены, но для него это лишь первый шаг в начале долгого пути возвращения к жизни. После расставания он продолжает писать ей письма, рассказывать о своей судьбе, хотя ее это уже совсем не интересует.

Тема веры – одна из ключевых в фильме. На пути к пониманию истинных ценностей собственной жизни Лена проходит длинный путь преодоления, борьбы с собственной гордыней, очищения, внутреннего роста, и этот путь лежит через религиозное самоотречение.  Её муж Юра, далекий от ортодоксальных церковных традиций, оказывается носителем всех христианских добродетелей. Но позицию Юры, в одиночку  воспитывающего их детей и продолжавшего надеяться на возвращение жены, нельзя назвать смирением. Он просто цельный, сильный человек, уверенный в том, что поступает правильно, когда прощает жену и живет не ради себя, а для детей. «Кино» в жизни Лены пока закончилось, но, кто знает, быть может, она снова отправится на поиски Синей птицы.

Фильм начинается и заканчивается словами о любви и терпении. Ведь жизнь часто оказывается гораздо непредсказуемее, чем любая киноистория. 

                                                                                                              Валерия ОГУРЦОВА, студентка ИФиЖ СГУ

Яндекс.Метрика